Культура голода

Но философы того времени сразу увидели и минусы.
Многие из нас слышали знаменитую фразу Гераклита: "Многознание уму не научает", но на самом деле эта фраза звучала так: "Многознание уму не научает, а не то оно научило бы Гесиода и Пифагора".
Несмотря на то, что сам Пифагор развивал учение о "душе", как о гармонии тела, но, тем не менее, из его идеи о переселении душ с неизбежностью следовал вывод о том, что тело - это лишь временное пристанище для души и заботиться о нем в целом бессмысленно. И очень скоро именно этот вывод, сделанный его последователями, затмил все рассуждения самого Пифагора.
Постепенно эта мысль трансформировалась греками в идею о том, что "тело - это тюрьма для души". В теле душа отбывает наказание за ранее совершенные преступления.
Так вместе с оптимизмом будущего возрождения после смерти в новом теле, греки приняли и утверждение "тело - это тюрьма для души".
Это учение привело к появлению страха перед телом, к отвращению к телу.
Утверждение "тело - тюрьма для души" и разрушило все античное миросозерцание.
Для греков это было очень убедительное выражение, поскольку тело - это "сома", а тюрьма, могильный знак - "сема". Это даже звучит похоже: сома-сема; тело- могила.
Отныне, каждый благовоспитанный греческий философ - это тот, кто стыдится своего тела; тот, чья душа жаждет оторваться от тела побыстрее.
"Плотин, философ нашего времени, казалось всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике" - пишет современник Плотина (III век н.э.) в своих воспоминаниях.